Все время пока писала роман, мне казалось, что он до безобразия неактуален. Междоусобные войны, противостояние язычества и христианства, древнегреческая философия и сбор целебных трав… Такой коктейль мало кому придется по вкусу. Ивлин Во утверждал, что его исторический роман «Елена» будет интересен лишь тем, кто знает об истории ровно столько, сколько знает он сам: если человек знает о Древнем Риме значительно больше или меньше самого Во, «Елена» его не заинтересует. Примерно такое же ожидание у меня было и от своего романа, но за последние месяцы я пересмотрела свою оценку.
Мне не нравится фраза, что история, дескать, повторяется. История складывается из набора бесчисленных мелочей и нюансов, повторить которые невозможно при всем желании, взять хотя бы уникальность каждой отдельной личности, во что я верю безоговорочно. Однако же я согласна со словами Соломона, что под солнцем нет ничего нового. Потому что, как бы ни были уникальны люди и условия, в которых им довелось жить, из века в век выборы, перед которыми ставит их жизнь, очень похожи.
Мой роман – это история трудных решений. Каждый принимает то решение, на которое способен в данный момент, а затем живет, принимая последствия, изменить которые не в силах. Или уже не живет, а последствия его решений пожинают другие.
Время действия – рубеж I и II веков н.э. Место действия – Британия: множество маленьких королевств, раздираемых междоусобными войнами. Некоторые из них, уже оккупированные Римской Империей, пользуются благами более развитой цивилизации, доставшимися им ценой утраченной свободы. Другие продолжают бороться за независимость, готовые пойти ради нее на любые жертвы. Единственное, что способно объединить эти разрозненные племена в борьбе с общим врагом – это религия друидизма, но сам друидизм построен на лжи. А тем временем медленно и незаметно в сознание людей начинает просачиваться весть о распятом и воскресшем Боге, который в восприятии этого воинственного народа представляется слабаком.
Герои встают перед самыми разными выборами. Кем быть, когда единственное известное тебе предназначение отнято безвозвратно? Как посвятить себя любимому делу, если каждый день над тобой нависает угроза смерти? Как оставаться верным своему народу, когда уже не разделяешь их веру? Как относиться к человеку, который восхищает храбростью, но оказывается в глазах твоего народа предателем? Как продолжать жить на родной земле, когда сознание уже изменено идеалами более прогрессивной цивилизации? Как, отвергнув все, чему учили с детства, признать слабость силой, а добровольное поражение – победой?
Очень много трудных решений. Большую их часть я не испытывала на себе, и потому следую за персонажами, действующими в соответствии со своей природой, а затем наблюдаю, к чему приводит каждого его выбор. Правильных ответов не будет. Будет сложное, неоднозначное переплетение причинно-следственных связей, которое, как я надеюсь, вызовет у каждого из читателей очень разные чувства, потому что так и должна работать художественная литература.