Вот под такой летний аккомпанемент закончила редактировать сказку «Зачем приходит темнота». Я старалась учесть все пожелания редактора, но не только. С момента написания прошло больше полугода. За это время я стала смелее и увереннее в отношении собственного стиля и художественной экспрессии. Когда писала эту первую сказку, хотелось ее упростить для детей, казалось, что текст должен быть как можно короче, иначе получится скучно, думала, что стоит избегать витиеватых описаний. Теперь все это ушло.
Большинство писателей, редактируя, сокращают текст. Моя же сказка стала на 30% длиннее и, наверное, на столько же процентов сложнее, интереснее и красивее. Я убрала практически весь пересказ и вывела весь сюжет в активное действие. Я вставила больше описаний мест, персонажей и их эмоций. Текст наполнился диалогами и оброс деталями. Я стала больше играть с образами темноты, сравнивая ее то с морем, то с живым существом, то с тяжелой ношей, то со стеной. Сказка стала психоделичнее и взрослее.
Что теперь? Теперь я распечатаю текст, прочитаю его на бумаге и внесу последние правки, дам почитать мужу, Вике. Затем я хочу найти хорошего корректора, чтобы отшлифовать текст до блеска, а пока приступлю к редактуре двух других сказок. Кажется, с ними будет попроще, потому что их я изначально упрощать не стремилась.
Мои выводы:
– Редактура – это тяжелый труд. В этом конкретном случае редактировать мне было гораздо сложнее, чем писать. Писала я наобум, как придется, стараясь успеть уловить мысль. Редактировала холоднокровно и рассудительно, тщательно подбирая слова, выстраивая порядок слов, шлифуя, оттачивая.
– Нужно разрешать себе быть собой, когда пишешь. Никому не подражать, никому не пытаться угодить, ни под кого не подстраиваться. Тогда редактировать придется гораздо меньше.
– Хороший редактор – это находка. За него нужно держаться, его нужно слушаться. Хороший редактор не ограничивает писателя, но помогает ему проявиться в полную силу.
– Писать – хорошо, переписывать – еще лучше. Настоящая писательская работа – это не просто создать произведение, но пересоздавать его множество раз, пока оно не обретет желаемую форму. Не нужно этого бояться. Нужно брать и делать. Много, много раз.