Как из одной идеи, из одного героя, из одной сцены вырастает целое произведение? Как привести всех многочисленных героев к желаемому финалу, никого не забыв и не запутавшись в переплетении взаимоотношений? Чем заполнить пустующее пространство между основными событиями? Все это хорошие вопросы, на которые наверняка есть готовые ответы от гуру писательского мастерства, а у меня есть только свой очень ограниченный личный опыт. Им и буду делиться. Мой роман действительно вырос из одной идеи, а точнее, из двух характеров главных героев, из их противостояния и сотрудничества. Но за те три года раздумий и 7 лет реальной работы над текстом идеи углублялись и множились, герои усложнялись, жанр медленно перетек из фэнтези куда-то в сторону магического реализма, а затем и вовсе превратился в исторический роман воспитания. Сейчас я листаю блокнот (тот самый, что на фотографии), где я записывала все свои идеи, задумки, напоминания о том, что подправить при редактуре, что добавить, что выкинуть, и многое кажется уже совершенно неактуальным. Иногда я впадаю в краткое уныние из-за того, как долго не могу дописать одну книгу, но потом думаю, что за эти годы я выросла, а со мной вырос и мой роман. Он наполнился моим опытом, и жизненным, и писательским. Если бы я написала его за два года, он был бы совсем другим, и переписать его я бы уже не смогла. Всему свое время, считаю я. И в жизни, и в творчестве. И все-таки этот блокнот с записями моих первых впечатлений о персонажах, моими заметками об их мире и быте, очень важен. Он – изнанка произведения. Он – хаос идей, стоящий за стройностью повествования. Он – палитра, на которой я смешивала краски. И сейчас, редактируя и переписывая уже готовый сюжет, я иногда возвращаюсь к этим первым записям и то нахожу в них давно забытые, но ценные мысли, то радуюсь, как далеко я ушла вперед.